Магической силой обладают волшебные травы или травяные составы. В своем фундаментальном труде «Русская мифоло­гия. Мир образов фольклора» Н.А. Криничная пишет:

«Как следует из мифологических рассказов и поверий, посредством чу­додейственых растений человека мож­но наделить такими способностями, ко­торых нет у простых смертных, или, во всяком случае, многократно усилить те, которые у него уже имеются. Вот одна из севернорусских бывалыцин, осно­ванная на подобной мифологеме: «Схо­дил он в комнату и притасчил бутылку зельёв ему. Наливал он враз ему три ста­кана. Тогда он почуял в себе силу непо­мерную, Ваня был силен, а ишо втроё сильнее тово стал». Не такое ли «зельё» испил и эпический герой Илья Муро­мец, сидевший до этого тридцать три года сиднем на печи».

В печорских вариантах былины странники исцеляют Илью хлебом, речной водой. В былинах, записанных в дру­гих местностях, идет речь о трех чарах вина, пива или кваса.

Исследователи, анализировавшие данный сюжет, обращают внимание на архаичность действий, посредством которых Илья Муромец получает силу. Так, лингвист исторической школы исследования русских бы­лин академик В.Ф. Миллер (1848—1913) отмечал:

«В русской былине о получении силы Ильей Муромцем за чертами, взятыми из христианских житийных сказаний, от­крываются черты древних общеславянских мифологических сложений... Расслабленный Илья получает силу через питье чу­десной воды, квасу или питья медвяного. Последний образ, может быть, даже архаичнее образа питья, встречающегося во многих народных эпосах».

Употребление русскими колдунами стимулирующего зе­лья, в качестве которого очень часто выступал алкоголь, за­свидетельсвовала Н.А. Никитина в 1920-е годы. Она писала: «О том, что колдуны употребляют специальные наркотики, у меня сведений нет, но водкой их при колдовстве угощают по­стоянно. Когда колдуна Сухина приглашали в дом, его прежде угощали вином. Он выпивал до четверти водки и потом уже принимался задело». 

В этой связи специально подчеркнем, что алкоголь или наркотические вещества с древности потреблялись перед шаманскими (колдовскими) обрядами и перед сражениями с целью достижения особого («нечеловеческого») психичес­кого состояния, в котором человеку «открывалась сила».

Уже в каменном веке шаманы применяли различные пси­хотропные средства для того, чтобы вводить себя в транс при исполнении магических обрядов. У ариев и древних иранцев известно употребление священного напитка «сома»* (иран­ское «хаума»):

«Древние индийцы и иранцы верили, что этот напиток давал богам необъятную силу и могущество; даже великий бог Инд- Ра, чтобы убить дракона Вритру, выпивал священную сому. Растение, из которого он изготавливался. точно не установлено. Растение сому пытаются идентифицировать с разными травами и мелкими кустарниками (хвойник, конопля). Некоторые исследователи считают, что в основе «сомы» был один из видов Хомора — Amanitamuscaria. 

В Скандинавии эпохи викингов (т. е. в VIII—XI веках) были широко известны «воины-звери» — «берсеркеры» (воины-медведи), «ульфхеднары» (воины-волки) и «свинфил- кинги» (воины-кабаны). Они пили настойку из мухоморов и достигали после этого такой неимоверной ярости, что абсо­лютно не реагировали на опасность и не чувствовали боль от ранений.

Древнерусские воины перед боем с той же целью употреб­ляли вино (настойки) или пиво:

«Например, прежде чем испытать судьбу в ратном поединке, для начала герои соревнуются в искусстве пития. Илья Муро­мец, перед тем как выйти на бой с Идолищем Поганым, похва­ляется, что «по семи вёдер пива пьёт, по семи пудов хлеба куша­ет». Одним махом осушить чарочку «зелена вина» в полтора ве­дра не составляет никакого труда для любого былинного бога­тыря, и именно это испытание предлагает пройти воинам Василий Буслаевич для того, чтобы занять достойное место в его храброй дружине».

Судя по сохранившимся старинным «травникам», люди считали, что с помощью различных чудесных растений они могут приобрести необыкновенные способности. Н.А. Криничная пишет:

«Так, например, путник не знает устали в дороге лишь потому, что он натер себе ноги «живой травой» — подорожником (pjantago), а пробежавший несколько верст не испытывает от­дышки, поскольку носит на груди траву ясминник (ясменник -  Asperula). Тому же, кто запросто ускользает от погони и молодецки пролетел верхом, даже если под ним была кляча, несомненно, помог чародейский цветок иван-да-марья (аню­тины глазки, или фиалка трехцветная — Violatricolor).

Обладателю чудодейственных растений подвластны любые природные стихии. Для того, кто хотел бы летать, подобно пти­це (говоря современным языком, для склонного к левитации), оказывается незаменимой трава тирлич (горечавка пазушная — Gentianaamarelleили купена — Polygonatumofficinale). Раздо­быв же траву ревеньку (ревеньку, ревялку, ревекку) и держа ее корень при себе, лучше всего во рту, человек становится легким на воде: он не только хорошо плавает, но и ни при каких обсто­ятельстах не тонет»...

5
Средняя: 5 (2 голосов)
Ваша оценка: Пусто



Мистика, тайны, открытия!

Vergesso.ru - первый мистический, развлекательный и образовательный сайт.

добавить на Яндекс

Загрузка...

Партнеры

Вход на сайт

© 2011-2017. Все права защищены. При использовании материалов с сайта — ссылка на vergesso.ru обязательна.