В эпоху «Великих заблуждений» ча­ще всего кости вымерших животных - ма­монтов и динозавров - принимались за ос­танки наиболее абсурдного существа плане­ты, которого в Древней Греции назвали «drakwn», значит «змей», а в России - «ящером». Вам, очевидно, известно, что древнерусское слово «ящер» происходит от слов «скора», «скорлупа». То есть речь идет о животном, покрытом чешуей. В 1798 г. Иштван Гати писал: «Дра­кон - самый большой из всех змей. Труп его с трудом сдвигают с места восемь пар волов. По форме они похожи на змей, но у некото­рых есть крылья».

Вавилонский дракон -Сирруш (Сир- рух), несмотря на тело льва, раздвоенным языком, чешуей и длинной шеей также де­монстрирует нам змеиную сущность.

По непроверенным данным *, крыла­тый, но безногий дракон Амфиптер оби­тал в пустынях Египта. В Аравии он охранял от браконьеров драгоценную смолу ладан­ных деревьев. Рогатые и бородатыегивры, с массивной головой, лишенные ног и крыль­ев, предпочитали селиться в лесах или в ко­лодцах Западной Европы. Бескрылый Линдворм, с одной парой лап, постоянно жил в пещерах.

К сведению.

* Информация о перечисленных драконах от­сутствует в энциклопедическом «Мифологическом словаре» (1991).

О встрече с отвратительными ящера­ми не раз писали в исторических хрониках очевидцы. Так, старинная китайская легенда гласит, что во время правления Яо, когда ре­ки вышли из берегов и затопили всю землю, Китай захватили змеи и драконы.

Как-то Геродоту сообщили, будто бы в Аравии, на границе с «египетской равни­ной» из склонов горы дожди вымывают ре­кордной величины кости «крылатых змей» (драконов). Чтобы воочию в этом убедиться, любознательный ученый отправился в дли­тельное путешествие. И - что же вы думае­те? - прибыв на место, он «увидел кости и хребты в несметном количестве. Целые кучи (змеиных) хребтов лежали там - большие, поменьше и совсем маленькие; их было очень много.

Кости лежали в узком проходе, веду­щем из горной теснины в обширную равни­ну. Существует сказание, - пишет далее Ге­родот, - что крылатые змеи летят из Аравии в Египет *. Ибисы летят навстречу и не про­пускают змей. Потому-то египтяне воздают великие почести ибису»**.

К сведению.

* Возможно, речь идет о нашествиях саранчи, которые народная молва совместила с образами кры­латых змей.

** Белый ибис из семейства бекасовых был посвящен богу мудрости - Тоту.

Геродот дает и первое описание этих драконов, заимствованное средневековой Европой: «А крылатые змеи видом похожи на водяных змей. Крылья же у них перепон­чатые, а не из перьев, скорее всего похожие на крылья летучих мышей» (Геродот, 1993).

Во время войны с Карфагеном (со­временный Тунис) римляне мерились силой с ящером длиной 36 м. Его шкуру и челюсти долго хранили в Риме как блестящее под­тверждение победы (Ружичка, Диттлер, 1964).

Римский историк Кай (Гай) Плиний Секунд Старший (23-79 гг. н. э.) * в энцик­лопедическом труде «Естественная история» утверждал, что в Эфиопии драконов назы­вают «слонобоями», так как те охотятся на слонов ради их утоляющей жажду крови.

Ловил дракон слона нестандартным обра­зом: сворачивался в кольцо и затаивался на дне реки. Когда толстокожий приходил на водопой, чудище бросалось на его хобот, обвивало его и кусало точно за ухом - в единственное место, куда слон не мог дос­тать хоботом. В один присест изверг выса­сывал из несчастного всю кровь и, обо­жравшись, погибал сам, придавленный ту­шей четвероногого гиганта.

К сведению.

* Плиний Старший являлся дядей и приемным отцом писателя Плиния Младшего. Он погиб во время извержения Везувия.

Огромной аспид, который мог свер- нугься в тысячу колец, жил в стародавние времена и в роще Колхиды, раскинувшейся на берегах Черного моря, где охранял золо­тое руно - шкуру волшебного овна. Однако золотое руно из под носа злодея все-таки выкрал древнегреческий романтик Ясон.

Как видим, рассказами о драконах изобилуют исторические тексты всех времен и народов, и каждое свидетельство, будто соревнуясь, придает его образу все более от­талкивающие черты, в которых пытаются уловить сходство с динозаврами.

Так кто же он - этот знакомый и та­инственный, реальный и мистический чудо- юдо зверь дракон?

Быть может оживший мезозойский ящер?

А что если воплощение дьявола?

Или он сюрреалистическое одухотво­рение удава и кобры?

А если дракон - и то и другое? И, в соответствии с законом развития фольклор­ного жанра, в его внешности удивительным образом переплелись признаки рептилий с символами «черного зла» и «насилия», где окаменевшие кости лишь подкрепляли веру в его существование!

Я думаю, самое время разобраться в непростых вопросах только что созданной мной науки - «драконогенеза».

Позвольте мне начать издалека. Оче­видно, первые рисунки монстров (с француз­ского - «чудовище», «урод») появились на заре язычества, 6,5 тыс. лет назад, лишь то­гда, когда изобретение глиняной посуды, те­леги и металла вывело земледельческие культуры на новый уровень потребления.

Так что не случайно облик классиче­ского дракона - сфинкса возник в веровани­ях именно древнейших земледельцев - шу­мер, занимающих территорию от Армении до берега Персидского залива.

Из Передней Азии монстры, которые, прежде всего, почитались как боги, совер­шили победное шествие во владения древних египтян, индийцев и греков. Лишь 3,5 тыс. лет назад сфинксы и трансформированные от них драконы и фениксы попали в Китай, на плодородные нивы поймы реки Хуанхэ.

Напомню, что только в эпоху позднего неолита (новокаменный век) в Передней Азии сложились наиболее благоприятные геогра­фические условия для земледелия и возник­новения шумерско-месопотамского феномена (от 3500 до 538 г. до н. э.), опередившего в своем развитии египетскую ойкумену *.

К сведению.

* Ойкуменой древние греки называли земли, населенные другими народами.

Долгие годы шумерские города- государства выступали посредниками между культурами Греции, Египта, Индии и Китая. Известно, что в Междуречье жили и моли­лись своим антропоморфным (человекопо­добным) и териоморфным (звереподобным) богам греки, иранцы-парфяне, арабы, хал­деи. В шумерском зале Багдада хранится скульптура бородатого Геракла, волосы у которого завиты и подстрижены по чисто парфянской моде.

Неспроста именно на описываемой территории - в южной части Ирака - по пре­данию находился библейский рай - сад Эде­ма. В Библии эта земля называется Сеннаар, нам же известна как Ассирия и Вавилония (Ассирия располагалась в верховьях течения Тигра, вавилоняне находились при слиянии рек Тигра и Евфрата). Древние греки нарек­ли этот очаг цивилизации Месопотамией, что означает «Междуречье», или «Земля ме­жду реками». Кстати, в название страны Ирак заложен тот же самый смысл что и «Земля между реками».

Междуречье населяли два народа, при­надлежавших к кавказской этнической и язы­ковой группе - шумерийцы (изобрели клино­пись) и возобладавшие в политическом и культурном отношении семитские аккадяне.

Известно, что на рубеже IV и III тыс. до н. э. жизнь в окружении бесплодных пус­тынь и цепей выжженных каменистых хреб­тов Месопотамии процветала вдоль великих рек, где лессовые пойменные земли Тигра и Евфрата давали невиданные урожаи. При этом «колыбель земледелия» представляла собой длинную и узкую полосу чуть больше Бельгии, поделенную между городами- государствами.

Одним из красивейших городов счи­тается Ур, возникший 4 тыс. лет назад и в развалинах которого в 1922 г. нашли знаме­нитые клинописные глиняные таблички (со­жжен и разграблен в IVв. до н. э.). Некото­рые специалисты полагают, что окончатель­но город «умер», когда Евфрат изменил свое русло и ушел от его стен.

В начале IIтысячелетия до н. э. арабы в самом центре каменистой равнины Между­речья построили г. Хатре (разрушен в 363 г. н. э.). Кстати, храмы и статуи Хатре были вы­сечены из мрамора и известняка, образовав­шегося на дне океана Тетис. Несомненно, камнетесы находили в камне отпечатки странных животных, которые могли навеять некоторые образы мифических героев.

Так вот, эмблемой города служил степной орел со сложенными крыльями. Возможно, именно орел впоследствии трансформировался в чудовищных грифонов скифских и сарматских племен.

В 1845-1851 гг. англичанин Генри Лэйард раскопал на левом берегу р. Тигра еще один город - Нимруд, основанный в XIII в. до н. э. Салманасором I (по другим сведениям, город основал Ашшурнасирпал II).

Главный храм Нимруда, посвященный богу войны, охраняли статуи странных, будо­ражащих воображение не одного поколения людей, бородатых и крылатых «гениев» - Ла- массу (Ламашту) *, которым в «драконогене- зе» мы отведем первостепенную роль.

В римской мифологии Гений (лат. - род) являлся богом мужской силы и праро­дителем рода или целого города. Родился Гений в виде змеи, а затем воплотился в юношу с рогом изобилия. Гении (Ламассу) (4) стерегли ворота царской резиденции Нимруда вместе с гигантскими сфинксами.

К сведению.

* В аккадской мифологии Ламашту являлась львиноглавой женщиной - демоном, которая насыла­ла на детей болезни.

Особое мнение.

И вот что не менее любопытно, если мы вернемся к истокам возникновения обра­зов монстров, то обязательно отметим од­ну закономерную особенность - в состоя­нии, казалось бы, наивысшей «дикости», приблизительно 40-20 тыс. лет назад, охотники на мамонтов и пещерных медве­дей изображали в пещерах и вырезали из кости реалистические фигуры людей и зве­рей: мамонтов, носорогов, лошадей, бизонов и даже ряженых людей (вспомним рисунок шамана в маске оленя из пещеры Трех Братьев, Франция). Причем среди «картин­ной галереи» первобытного человека нет ни одного «полотна» с монстрами.

Где-то в мезолите, 12-10 тыс. лет назад, когда мамонты, носороги и пещер­ные медведи были уничтожены кромань­онцами, происходит упадок духовной и материальной культуры. Рисунки тоте­мов и оберегов повсеместно приобретают невыразительный (неодухотворенный), схематичный характер. Заметьте, в ис­кусстве того времени мы не наблюдаем даже малейших зачатков «драконогене- за». Сей факт лишь подчеркивает, что сложное, образное мышление, которое могло совместить в одно целое черты не­скольких животных, возникло лишь в кон­це неолита, и то у «сытых» земледельче­ских цивилизаций.

Не мешало бы добавить, что в эпо­ху «неолитического возрождения», прибли­зительно7 тыс. лет назад, толчком для развития земледелия (в конечном счете, достатка), а за ним искусства, послужи­ло, казалось бы, банальное изобретение глиняной посуды. Причем технологический прорыв, в свою очередь, подтолкнул к ти­ражированию из обожженной глины куль­товых скульптур. Многие люди (возможно, жрецы), изготовлявшие посуду, приобщи­лись к рисованию на мягкой глине. Умель­цев и, конечно же, окружающих наблюда­телей, удивляло, что рисунок на глине, по­сле обжига не стирался и хранился долгие годы, подобно камню. Естественно, что роспись керамических изделий штампами превратилась впоследствии в письмен­ность.

И все-таки я не ответил на самый главный вопрос: почему именно глиняная по­суда являлась гарантом развития земледе­лия? В данном случае ларчик также просто открывается - сваренные в посуде коренья и семена злаков легко усваиваются организ­мом, а избытки зерна (прибавочный про­дукт), в отличие от мяса, можно было хра­нить многие годы.

В свою очередь, на расцвет земледе­лия повлияли сложившиеся в позднем неоли­те благоприятные климатические условия. Повсеместное увлажнение и потепление климата привело к возникновению культур Передней Азии, трипольской земледельче­ской культуры Приднепровья и неолитиче­ских культур Волгоградской области. Един­ственная стоянка неолитического человека, открытая С.Г. Краснобаевым на берегу Мокрой Мечетки, в 8 км от Волгограда и Волги, с богато украшенной керамикой сви­детельствует о том, что Мечетка в то время была полноводной. В верховье заходи­ла крупная рыба, которую вылавливали древнейшие земледельцы (в 1968 г. мне при­шлось вместе с Краснобаевым изучать эту стоянку).

Как уже говорилось, благоприятный климат, изобретение посуды, телеги, а за­тем литья по металлу в формах из обож­женной глины и орошаемого земледелия в Междуречье привели к получению богатых урожаев при меньших, чем прежде, затра­тах. Прибавочный продукт новой «техноло­гической революции» мог прокормить массу «непроизводящих» людей: вождей, чиновни­ков, слуг, профессиональных воинов, купцов, служителей храмов и пр. Недаром города Междуречья появля­лись в наиболее удобных для земледелия рай­онах. Украшенные изображениями различ­ных тотемов, храмы этих городов стали перекрестками многих культур, если хоти­те - духовными театрами, куда внедрялись, и откуда копировались новые идеи, дизайн и образы. Кстати сказать, в России резные украшения фасадов церквей из кентавров, слонов, львов сирен, позаимствованные в X в. в Византии, долгие годы были неиссякаемым источником для сюжетов русских народных сказок и преданий (см. ниже).

Так что змеевидные драконы есть по­рождение высокой культуры, а происходят они, образно говоря, от низших животных - сфинксов и Ламассу.

На этом историческом моменте мы сделаем паузу, чтобы выделить первую ветвь филогенетического древа дракона, у разветв­ленных корней которого должен находиться почитаемый многими народами орел. От ор­ла Ламассу получил крылья, туловище поза­имствовал у льва или быка, а голову, соглас­но мнению некоторых археологов, скопиро­вал с лица Ашшурнасирпала II.

Уже потом Ламассу и сфинксы в Древней Греции трансформировались в «ре­ально» существующих кентавров (7), мино­тавров, циклопов, химер, сирен и прочих монстров, происхождение которых иные ан­тичные «эволюционисты» объясняли без ма­лейшего напряжения мыслей и логики. На­пример, Плиний Старший с лёгкостью сума­сшедшего генетика допускал скрещивание жирафа и комара, от любовной связи кото­рых почему-то родился страус.

Философ Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) в фантастическом клонировании пошел еще дальше, вполне серьезно полагая, что вначале земля породила отдельные органы и части тела животных, которые существовали каждый сам по себе.

Особое мнение.

Трудно даже представить подобные мистерии в природе! Впрочем, почему бы и не вообразить, что где-то на зеленой лу­жайке дружно пресмыкаются счастливые хвосты и носы, задорно прыгают рога и ко­пыта и как воздушные шарики парят в небе­сах глаза и уши различных баранов, ослов, лошадей и людей.

После чего, следуя «научным» про­гнозам Эмпедокла, уши, рога и копыта, пе­режив немало горьких минут в одиночестве, принимают решение объединяться и начи­нают, как бы это проще выразиться, сра­статься по интересам в одно индивидуальное целое. Так появились люди с головой быка (минотавры), лошади с телом человека (кен­тавры) и другие бестиарии.

Затем бог войны - Зевс, пожалев о содеянном, решил уничтожить и без того нежизнеспособные комбинации уродов, но вовремя вмешалась любвеобильная богиня Земли - Гея (по другой версии - Афродита) и тайно сохранила жизнь самым прекрас­ным, на ее взгляд, страшилищам. По воле любви, среди немногих счастливчиков ос­тался жить и отвратительный Дракон. Так что, к моему глубочайшему сожалению, не всегда правы поэты, искренне полагающие, что любовь спасет мир!

Если Гея, соответственно добропоря­дочной матери, считала отпрыска обворожи­тельным творением, можно сказать, венцом генной инженерии, то население Древней Греции относилось к мутанту с нескрывае­мым отвращением. В их представлениях дракон олицетворялся чаше всего с уродли­вым, кровожадным змеем.

Кентавр и Лапиф, Парфенон (Парандовский, 1971) Дальнейшие метаморфозы драконов расцветут яркими красками в следующей главе, а пока мне хотелось бы рассказать вам, что в средневековой Москве очень час­то грифонами (сиренами), драконами и кен­таврами(8) украшались печные изразцы.

Особую популярность образ кентавра получил после строительства в XIII в. (1230— 1234) Георгиевского собора в Юрьеве- Польском (известно, что Успенский собор Московского Кремля, Иван Калита строил по образцу Георгиевского собора). В истории русской и мировой культуры белокаменный Георгиевский собор знаменит непревзойден­ным резным убранством стен, созданных вла- димиро-суздальскими каменных дел масте­рами из местного известняка. Здесь в стран­ном порядке переплетаются диковинные кен­тавры, драконы и фантастические растения сказочного сада, фигуры воинов и святителей.

Оказывается, Юрьев-Польский, ныне районный центр во Владимирской области, 750 лет назад был столицей небольшого удела, принадлежавшего князю Святославу, сыну Всеволода III «Большое гнездо».

Средневековый летописец писал: «Благоверный князь Святослав Всеволодо­вич сверши церковь в Юрьеве святого муче­ника Георгия (змееборца. -Примеч. автора) и украси».

В XV в. собор обрушился. Иван III послал восстанавливать храм известного в Москве строителя Ермолина. Вроде бы Ер­молин восстановил здание «сызнова и поста­вил, как и прежде». Но первоначальные ло­гические связи сюжетов и скульптур оказа­лись нарушенными.

К сведению.

*Имя «дракон» унаследовали: средневеко­вый вампир - дракула, солдаты драгуны, судно драккар. околополюсное созвездие, Драконовы го­ры Африки (возможно потому, что здесь, в перм­ских отложениях, встречается огромное количество костей ящеров).

Алхимики называли черным драконом серу, селитру, сулему и многие другие вещества. Плиний Старший описывал кровь дракона, из которой произ­водились лаки. Правда, «драконову кровь» выделяло растение, называемое драконовым деревом (род дро- цено, живет до 5 тыс. лет, при подсечке дерева выте­кает краснеющая на воздухе смола).

Среди современных рептилий летающим дра­коном назвали удивительную ящерицу Юго- Восточной Азии и гигантского варана острова Комодо.

4.235295
Средняя: 4.2 (17 votes)
Ваша оценка: Пусто

Комментарии

УБИТЬ ДРАКОНА

Аватар пользователя Владимир Шебзухов
Автор Владимир Шебзухов, дата создания вт, 09/17/2013 - 19:13.

автор Владимир Шебзухов

«Усталая с работы, пришла под вечер мать
И видит, что у сына не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане, что пол не подметен,
Что лежа на диване, читает книжку он.»*

Как прежде, мама сына,
(Лишь, кажется, что дел
По дому нет), спросила
«Сыночек, ты поел?»

«Не до еды мне, мама --
Вдруг отвечает он –
Ты сказку не читала,
Где был крутой дракон?

На свете всё имеет,
Кто выиграл с ним бой.
А в жизни, что заменит
Дракона в сказке той?»

В ответ, подумав, мама:
«Лень – страшный в жизни зверь!»
«Лень?!» – удивился малый.
«Она, сынок, поверь!

И всё ты вдруг имеешь,
И будет -- всё твоё!
И сам в себя поверишь,
Коль победишь её.

(Тут подходящий случай –
Его же языком) --

Но, лень -- намного круче…
Чем… сказочный Дракон!»

…………………….
*В.Лифшиц «Разговор»

-

владимир шебзухов

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".



Мистика, тайны, открытия!

Vergesso.ru - первый мистический, развлекательный и образовательный сайт.

добавить на Яндекс

 
Загрузка...

Вход на сайт

© 2011-2017. Все права защищены. При использовании материалов с сайта — ссылка на vergesso.ru обязательна.